Аварии двигателей и меры их предупреждения

Помимо планово-предупредительного ремонта может возникнуть необходимость в аварийном ремонте.

Аварийный ремонт имеет целью ликвидировать разрушения или повреждения, происшедшие от несоблюдения правил технической эксплуатации и от скрытых дефектов в деталях.

Наиболее типичные аварии рассматриваются ниже.

Разнос двигателей — катастрофическое повышение числа оборо­тов на холостом ходу или при малой нагрузке. При этом вследствие чрезмерного увеличения сил инерции может произойти обрыв шатун­ных болтов, противовесов, разрыв поршней и даже маховика.

Двигатель может пойти в разнос из-за неправильного регулиро­вания привода от регулятора к топливным насосам или из-за неис­правности самого регулятора. В первом случае разнос происходит вследствие того, что при полностью разведенных грузах регулятора не выключается подача топлива во все цилиндры. Во втором случае разнос может произойти вследствие заедания механизма регулятора или его привода. В обоих случаях надлежит выключить подачу топлива.

Очень опасным является попадание значительного количества масла в камеру сгорания. Это иногда происходит у двигателей с картерной продувкой. Если в картере скопляется масло, то оно, разбрызгиваясь нижней головкой шатуна, уносится с про­дувочным воздухом в рабочую полость цилиндра, где служит добавочным топливом. При остановке двигателя, в момент, когда снимается нагрузка и выключается подача топлива, двигатель может не остановиться, и, работая на масле, развить большое число оборотов. Не имея нагрузки, двигатель может пойти вразнос. В этом случае необходимо прежде всего нагрузить двигатель, не включая подачу топлива, и снизить давление сжатия в цилиндрах. Чтобы исключить возможность такого разноса, нужно следить за тем, чтобы в картере не скапливалось масло.

Разнос может произойти у двухтактных двигателей, имеющих ресивер продувочного насоса. У таких двигателей при их остановке масло, скопившееся в ресивере, испаряется, заполняя его. Если вскоре за этим будет произведен пуск двигателя, то сразу после пере­хода на топливо двигатель пойдет вразнос, имея дополнительным топливом пары масла. В этом случае следует плотно закрыть всасы­вающее отверстие продувочного насоса, открыть декомпрессионные краны и выключить подачу топлива. Для предупреждения такого рода разноса следует не допускать скопления масла в ресивере продувочного насоса.

Разнос калоризаторного двигателя может произойти во время пуска при слишком большом количестве предварительно накачен­ного топлива. Хотя при оборотах, превышающих нормальные, регу­лятор выключает действие насоса, однако пары топлива, скопив­шегося на стенках цилиндра и в выемке поршня, будут давать вспышки, что может вызвать разнос.

В этом случае следует выключить томливо, открыть индикатор­ный кран и водокапельник, закрыть воздушные клапаны в кривошип­ной камере и по возможности тормозить маховик. Чтобы избежать этого рода разноса, не следует при запуске злоупотреблять ручной подкачкой топлива.

Заедание поршня происходит при перегрузке двигателя, которая сопровождается перегревом цилиндров, а также при недостатке смазки или плохом охлаждении двигателя. Во всех этих случаях происходит чрезмерное тепловое расширение поршня. Уменьшение зазора между поршнем и цилиндром, а также высокая температура ухудшают условия смазки. В результате наступает сухое трение поршня о цилиндр; на поверхности цилиндра и поршня образуются задиры, и поршень заклинивается.

Заклинивание поршня при сильном задире наступает мгновенно, двигатель с полного хода, несмотря на большую силу инерции маховика, останавливается в течение всего лишь нескольких оборо­тов. Это приводит к большим напряжениям в кривошипио-шатунном механизме и может вызвать трещины в коленчатом валу, изгиб стержня шатуна, трещины или обрыв шатунных болтов. Однако чаще задиры вызывают только порчу рабочих поверхностей цилиндра, поршня и поршневых колец.

Обрыв шатунного болта может привести к полному разрушению двигателя. Причиной обрыва болта может быть: неправильное закреп­ление гайки болта, технологические дефекты болта, работа двига­теля с повышенным зазором в шатунных подшипниках, заедание поршня в цилиндре. Для предотвращения обрыва шатунных болтов следует вести систематический контроль за их состоянием и перио­дически заменять их. После случая заедания поршня шатунные болты следует заменить. Нельзя допускать завышенных зазоров в шатунных подшипниках.

Гидравлический удар может получиться, если через неплотности крышки цилиндра или трещины в ней во время стоянки двигателя в цилиндре накопилось много воды. Если объем воды, попавшей в цилиндр, превысит объем пространства сжатия, то гидравлический удар может привести к разрушительным последствиям.

Чтобы не произошло указанной аварии при пуске, следует перед пуском двигателя обязательно проворачивать коленчатый вал при открытом декомпенсационном (индикаторном) кране. Во время работы двигателя признаком попадания воды в цилиндр является белая окраска отработавших газов, что сигнализирует о. необходимости немедленного принятия мер к устранению этого дефекта.

Трещины в рубашках и крышках цилиндров могут возникнуть при чрезмерном отложении накипи на стенках зарубашечного пространства. Это ухудшает теплообмен стенок с охлаждающей водой и вызывает их перегрев. У двигателей, где гильза отлита заодно с водяной рубашкой, перегрев гильзы вызывает большие напря­жения в стенках водяной рубашки и может, привести к ее разрыву. Перегрев крышек также приводит к возникновению в них трещин. Кроме того, трещины могут возникнуть от слишком поздней подачи охлаждающей воды при пуске двигателя (или при перебоях в подаче воды), когда он успевает сильно нагреться.

Для предотвращения возникновения трещин следует зарубашечное пространство периодически очищать от накипи. Кроме того, сразу же после пуска двигателя необходимо обеспечить поступление охлаждающей воды, не допуская перебоев в ее подаче.