Дифференциальные уравнения дизеля с автономным газотурбинным наддувом
или двухимпульсного регулятора (скорости и ускорения) прямого действия
в правой части уравнения имеют производную возмущающего воздействия. Это свидетельствует о том, что на рассматриваемые элементы системы влияет не только само возмущающее воздействие х или ф, но и скорость его нарастания.
В соответствии с приведенной методикой общий интеграл дифференциального уравнения (499) можно записать в виде
Для определения констант интегрирования следует задаться начальными условиями. Наличие в правой части уравнения производной накладывает на выбор начальных условий некоторые ограничения. Дело в том, что в реальных условиях ступенчатое возмущение не может совершаться мгновенно, так как оно связано с перемещениями материальных деталей и узлов, имеющих определенную инерционность. Следовательно, даже ступенчатое возмущение происходит не мгновенно, а за очень малый интервал времени —? < t < +?, где ? — некоторая положительная величина. Если к реальному ступенчатому возмущению предъявить требование, приближающее его к идеальному ступенчатому возмущению, то требование это сводится к условию ? ? 0. При выполнении этого условия момент времени t = 0 по существу разбивается на две части: t = —0 — непосредственно перед возмущением и t = +0 — сразу же после возмущения. В связи с этим при задании начальных условий всегда следует четко различать состояние элемента: до возмущения при t = —0 и после возмущения при t = +0. Если при t = —0 равновесный режим еще прежний (до возмущения), то при t= +0 — равновесный режим новый (после возмущения). Начальные условия при t = —0 обычно обозначают индексом —0:
а начальные условия после возмущения — индексом +0
Начальные условия при t = —0 и t = +0 связаны между собой, причем на эту связь оказывают влияние как характер возмущения, так и динамические свойства элемента. В рассматриваемом случае при ступенчатом возмущении связь начальных отклонений имеет вид
?+0 – ?-0 = 0
При наличии производной возмущающего воздействия в правой части уравнения разность скоростей изменения выходной координаты при t = —0 и t = +0 оказывается отличной от нуля. Значение этой разности можно оценить в виде отношения
Во многих случаях элемент до возмущения работает в условиях равновесного режима, поэтому его состояние при t = - 0 можно определят нулевыми начальными условиями
необходимые для определения констант интегрирования С1 и С2. Совместное решение уравнений дает
Это выражение свидетельствует о том, что при t = 0 имеем ? = 0, а при
Турбонаддув заметно влияет на динамические свойства двигателя. Действительно, переходные процессы двигателя без наддува описываются дифференциальным уравнением (500) первого порядка. Общему интегралу (501) этого уравнения соответствует переходный процесс 1 (рис. 210, а; см. также рис. 208). Турбонаддув несколько ухудшает динамические свойства двигателя, затягивает переходный процесс (кривая 2) в связи с увеличением в левой части уравнения времени такого двигателя за счет времени турбокомпрессора. Турбонаддув может привести к колебаниям регулируемого параметра (кривая 3) при наличии комплексных корней характеристического уравнения, т. е. при
Следует отметить, что анализ динамических свойств двигателей, оборудованных турбонаддувом, при определенных условиях может быть упрощен. Так, при сбросе нагрузки регулятор снижает цикловую подачу топлива, вследствие чего коэффициент избытка воздуха увеличивается. В этих условиях турбонаддув не может повлиять на переходный процесс, и последний можно рассчитать по уравнению первого порядка (уравнению двигателя без наддува).
Изложенную методику составления общего интеграла можно использовать для анализа динамических свойств автоматического двухимпульсного регулятора прямого действия по скорости и ускорению.
Общий интеграл дифференциального уравнения
Наличие коэффициента Тr > 0, характеризующего эффективность импульса по ускорению, усиливает воздействие возмущения на автоматический регулятор и способствует сокращению времени переходного процесса (рис. 210, б). Динамические качества регулятора могут быть улучшены за счет введения импульса по ускорению при условии верно подобранного значения Тr.
Переходные процессы гидравлического серводвигателя с изодромной кинематической обратной связью описываются дифференциальным уравнением
Если возмущением, вызвавшим переходный процесс, является ступенчатое перемещение ? при t = 0 муфты чувствительного элемента из положения ? = 0 в положение ? = ?в = const, то d?в / dt = 0, и уравнение получит вид
представляет собой экспоненту. Эти две составляющие ?1 + ?2 дают представление о переходном процессе. При возмущении типа ступенчатого смещения золотника в новое постоянное положение ?в поршень серводвигателя непрерывно перемещается в одно из своих крайних положений.
|